Как продать или купить бизнес

Для того, чтобы принять решение о продаже или покупке бизнеса, можно иметь разную мотивацию. Причинами продажи могут служить желание начать новый проект в более прибыльной сфере деятельности, потеря интереса к бизнесу, убыточность предприятия. Среди желающих купить бизнес одни хотят заниматься самостоятельной деятельностью, другие – эффективно инвестировать накопленные сбережения или профессиональный опыт. Причинами могут являться и расширение существующего бизнеса (создание небольшой сети), избавление от конкурентов, желание подарить бизнес близкому человеку.

Покупка готового бизнеса имеет и преимущества, и недостатки. Преимущества заключаются в наличии готовой бизнес-идеи, государственной регистрации, лицензии на ведение деятельности, офиса (помещения), штата сотрудников, готового продукта. Плюсами также являются то, что фирма заняла определенную нишу на рынке, имеет деловую репутацию, узнаваемый бренд (марку), клиентскую базу, знает свою целевую аудиторию. Наработана финансовая, кредитная и налоговая история.

«Подводные камни» покупки готового бизнеса – убыточность предприятия, наличие кредиторской задолженности в виде налогов, штрафов, изношенное и морально устаревшее оборудование, окончание срока аренды, низкоквалифицированный персонал, недостаточность спроса на производимую продукцию, высокая конкуренция. Компания может обладать испорченной деловой репутацией на рынке. Еще один нюанс, в качестве примера – это когда какое-нибудь предприятие, выставленное на продажу, не может существовать на определенной территории или помещении, потому что не выполнены определенные санитарные требования к размещению.

Если преимущества превалируют над недостатками, и решение о покупке бизнеса принято, необходимо качественно оценить бизнес. Существуют определенные этапы покупки бизнеса: выяснение причин продажи бизнеса, изучение рынка и репутации компании, характера отношений с учредителями, персоналом, партнерами. Перед покупкой и перед продажей бизнеса следует провести правовой, финансовый, налоговый, организационный аудит бизнеса, чтобы минимизировать возможные риски и повысить инвестиционную привлекательность бизнеса. Юридическая проверка фирмы способна выявить и устранить возможные правовые риски. Анализ финансовой отчетности определит степень «прозрачности» финансовых дел компании. Налоговый аудит поможет подтвердить налоговую «чистоту» деятельности и минимизировать налоговые риски. Организационный аудит определит, насколько эффективны существующие бизнес-процессы. Устранение выявленных недостатков позволит сократить «переходный период» предприятия от одного собственника к другому.

Если большинство инвесторов (владельцев компаний) проходят указанные этапы, то оценка деятельности предприятия на предмет соблюдения санитарного законодательства проводится не всегда. Хотя за нарушения требований законодательных документов в санитарно-эпидемиологической сфере для юридических лиц установлены серьезные штрафные санкции от 100 тыс. до 1 млн. рублей вплоть до приостановления деятельности предприятия до 90 суток (КоАП РФ). Поэтому нужно учитывать не только экономическую составляющую бизнеса, известность бренда, возраст оборудования, месторасположение предприятия, но и соблюдение предприятием санитарного законодательства.

Недавно вступил в силу технический регламент ТС (Таможенного союза) и ХАССП. Система ХАССП создана для обеспечения контроля и безопасности на этапах производства, реализации, хранения пищевых продуктов. Пристальное внимание отнесено к критическим контрольным точкам, так как в них могут быть снижены или предотвращены все виды рисков, связанных с употреблением пищевых продуктов. Риски подразделяются на биологические (микробиологические), химические, физические. В рамках системы ХАССП производители должны не только исследовать собственный продукт, но также применять требования системы к поставщикам сырья, к системе оптовой и розничной торговли. Система ХАССП – эффективный механизм контроля, который используется в целях защиты предприятия и процессов производства от всех видов рисков загрязнения.

Санитарные требования имеют отличия на предприятиях разных сфер деятельности – на предприятиях общепита, производства пищевой продукции, в торговле и т.д. Могут варьироваться санитарные требования к характеристикам помещения или определенной территории, к технологическому оборудованию, к хранению и перевозке продуктов, соблюдению ППК (программы производственного контроля). ППК обязательна для применения на различных видах производств и торговли. Ее предназначение – выполнение утвержденных законодательством санитарные нормы, создание благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки. ППК разрабатывается с учетом принципов и требований ХАССП.

Существуют санитарные нормы не только для торговых фирм и предприятий, связанных с пищевым производством, но и для предприятий индустрии красоты (например, салоны красоты). При нарушении санитарных требований, отсутствие ППК и т.д., возникают серьезные риски штрафных санкций вплоть до приостановления деятельности. При внеплановой и даже плановой проверке Роспотребнадзора считавшийся прибыльным бизнес может понести серьезные убытки.

Альтернатива покупки готового бизнеса – приобретение франшизы. Привлекательность франчайзинга в том, что покупателю предоставляются готовые бизнес-модели, технологии, концепцию развития, маркетинговую стратегию, фирменный стиль, а также гарантии своей репутации и известный бренд, прибыльность бизнеса. Однако покупка франшизы надежной и прибыльной компании не означает одновременное приобретение гарантий отсутствия нарушений санитарного законодательства. В соответствии с законодательством предприниматели несут полную ответственность за соблюдение санитарных норм и правил.

Специалисты компании “Sanpin-Help” предлагают предпринимателям уникальную услугу – санитарно-гигиенический консалтинг. Опытные специалисты с отличным знанием нормативной базы, проконсультируют по вопросам соблюдения действующего санитарного законодательства и системе контроля ХАССП, проведут санитарный аудит, оценку состояния бизнеса перед продажей или покупкой на предмет соблюдения санитарных норм, разработают программу производственного контроля. Действия экспертов дадут возможность аргументированно повысить или снизить стоимость бизнеса, а также осуществить успешную продажу или покупку предприятия.