Как устранить нарушения

Согласно законодательству РФ, Роспотребнадзор может проводить плановую проверку не чаще чем один раз в три года или через три года после открытия бизнеса. Но это не освобождает предпринимателей от ответственности, которую они несут перед потребителями, клиентами и контролирующими органами. Во избежание проблем с законом, стоит заранее позаботиться о соблюдении санитарных норм, выполнении требований технических регламентов и вопросов по защите прав потребителей. При появлении информации, которая может поступить от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, а также жалоб от потребителей или жителей жилых домов проводятся внеплановые проверки. Если же при проведении проверок Роспотребнадзора обнаружены недочеты, недоработки, отклонения от правил и несоблюдение каких-либо пунктов действующего законодательства, то принимаются меры административного воздействия в виде штрафов или приостановления деятельности и выписываются предписания с конкретным сроком устранения нарушений.

По окончании срока выполнения предписаний проводится повторная проверка, и если все пункты предписаний не выполнены или хотя бы один пункт, то повторно принимаются меры административного воздействия- материалы дела передаются в суд для принятия решения об административном наказании в соответствии со статьями КоАП РФ за невыполнение предписаний. В связи с вышеизложенным и тем, что пункты предписаний могут быть разные, на выполнение некоторых может требоваться немало времени, а также материальных вложений, кроме того Вы будете поставлены в определенные временные рамки, которые не могут быть очень большие и которые могут отличаться от Ваших потенциальных возможностей, поэтому необходимо немедленно приступать к устранению всех выявленных нарушений и соответственно всех пунктов, указанных в предписаниях.

В зависимости от результатов проведенных плановых и внеплановых проверок предписаний может быть несколько, с различными сроками исполнения. И для того, чтобы не попасть в состояние «цейтнота», необходимо грамотно распланировать свои действия по выполнению всех пунктов предписаний. Например: поступила жалоба от жильцов жилого дома , в котором оборудовали предприятие торговли или общественного питания, на высокий уровень шума или вибрации от технологического и холодильного оборудования или от музыкального сопровождения проводимых мероприятий, тогда Вам необходимо будет выяснить причины превышения уровней громкости шума, может быть заменить какое-то оборудование, провести другие необходимые мероприятия (сделать перестановку оборудования, а соответственно и изменить подводку коммуникаций к нему, обшить потолок звукоизоляционным материалом и т.д.), организовать проведение повторных замеров уровней громкости шума, чтобы убедиться, что Вами проведены эффективные мероприятия и чтобы у Вас было документарное подтверждение устранения выявленного нарушения. Или например: поступила жалоба на постоянное проникновение запахов, гари или дыма в помещения жилых квартир от приготовления пищи в кафе, столовой или ресторане, расположенных в жилом доме или в отдельно стоящем здании жилой застройки, тогда Вам необходимо проверить эффективность работы вентиляционной системы, ее конструктивные особенности и правильность оборудования в соответствиями с предъявляемыми требованиями, в связи с размещением вашего предприятия в жилом доме или в жилой застройке.

Немало времени и материальных вложений могут потребовать выполнения предписаний по жалобам на нарушение поточности производственных процессов, на неудовлетворительное санитарное состояние, требующее проведение капитального или текущего ремонта, на не правильно оформленную этикетку выпускаемой продукции (особенно если она напечатана в типографии), неправильно организованную разгрузку получаемого сырья и продуктов, неправильно организованные сбор и хранение пищевых и твердых бытовых отходов, люминесцентных ламп и т.д. Все вышеперечисленные и другие нарушения могут быть выявлены не только при проведении внеплановых проверок по жалобам потребителей, жителей жилых домов, информации от организаций, но и во время проведения плановых мероприятий. Так как плановые проверки должны проводиться комплексно специалистами разного профиля, с лабораторными исследованиями и замерами и проверка должна охватывать все аспекты вида деятельности предприятия на соответствие действующего законодательства.

Конечно, при проведении проверок обычно выявляется немало и других нарушений, устранение которых не требует больших временных и материальных затрат (соблюдение требований по санитарному режиму и дезинфекции, удовлетворительному санитарному содержанию помещений, личной гигиены сотрудников, требований к обработке сырья, правильному хранению сырья и пищевых продуктов и т.д.), но такие нарушения могут иметь очень серьезные неприятные последствия- возникновение желудочно-кишечных заболеваний, неинфекционных заболеваний, отравлений как единичного характера так и массовых. И поэтому устраняться такие нарушения должны незамедлительно, независимо от того, когда будет проводиться проверка предписаний. У персонала предприятия должен выработаться правильный стереотип поведения и привычка не допускать впредь подобные нарушения.

Большую часть выявляемых и наиболее трудно устранимых нарушений можно исключить сразу при грамотном выборе помещения под ваше предприятие, а также при планировке производственных помещений и расстановке оборудования. Профилактической мерой от появления нарушений, которые появляются во время работы предприятия являются: организация обучения сотрудников санитарному минимуму и контроль за их работой, особенно на тех участках, которые являются критическими на производстве. Необходимо также разработать, внедрить и контролировать выполнение программы производственного контроля с периодическими лабораторными исследованиями.

В связи с тем, что в настоящее время действует Технический регламент Таможенного союза о безопасности пищевой продукции, необходимо разработать и внедрить в действие систему контроля ХАССП предприятиям, вырабатывающим пищевую продукцию (промышленным предприятиям и предприятиям общественного питания).

Административные наказания при проверках могут быть очень внушительными, а при повторных нарушениях и невыполнении законных предписаний они только увеличиваются. Для того чтобы этого не допустить, необходимо для начала ознакомиться с санитарными правилами для Вашего предприятия, техническими регламентами, законодательством о защите прав потребителей. Очень полезным мероприятием будет проведение санитарного аудита на Вашем предприятии. Так как во время проверок проверяется вся документация предприятия, просматриваются внутренние журналы, проводится осмотр всех помещений на предмет соответствия санитарным нормам, поэтому предпринимателю, особенно начинающему, некоторые вопросы легко можно упустить. Если у проверяющей организации есть замечания, и выданы предписания по их устранению, то необходимо, как можно раньше, приступить к работе по корректировке и исправлению всех выявленных недостатков и нарушений.