Требования к маркировке пищевой продукции

В 2010 году Россия, как страна, участвующая в Евразийском Таможенном Союзе, одобрила договор о Таможенном кодексе, регулирующем принципы отношений стран, входящих в Таможенный союз. В соответствии с принятыми решениями в 2010-2011 годах был создан и утвержден технический регламент Таможенного союза, определяющий единые правила и принципы технического регулирования в части стандартизации маркировки пищевой продукции на территории тех стран, которые участвуют в Таможенном союзе. Страны, участвующие в Евразийском Таможенном союзе: Российская Федерация, Республика Казахстан и Республика Беларусь. В 2011 году комиссия утвердила единый знак обращения продукции на рынке стран, участвующих в Таможенном союзе – это аббревиатура ЕАС («Евразийское соответствие»). Этим знаком маркируется продукция, декларированная или сертифицированная по техническим регламентам Таможенного союза.

Единое экономическое пространство Евразийского союза, в рамках которого установлен Таможенный союз, призвано обеспечить свободное движение рабочей силы, производимых услуг, товаров и капиталов между государствами – участниками. В результате появилась необходимость в установлении единых правил, в том числе правил маркировки пищевой продукции, производимой странами – участницами союза.

Технический регламент создан для реализации возможности обеспечить потребителей достоверной информацией о качестве приобретаемой ими пищевой продукции.

Правила маркировки технического регламента устанавливают стандарты маркировки пищевой продукции в части ее состава, сроков изготовления и годности, условий хранения, рекомендаций по использованию, указания ее энергетической и пищевой ценности, указания наличия компонентов ГМО и аллергенов, красителей и консервантов и др.

В результате потребитель имеет хорошую возможность выбрать более безопасный, качественный и подходящий ему продукт.

Так же правила устанавливают требования маркировки товаров Единым знаком обращения продукции и правила маркировки продукции на языках стран, участвующих в Таможенном союзе. Предусмотрены и требования к маркировке продукции, находящейся в транспортной упаковке, позволяющие идентифицировать любую партию пищевой продукции, наименование ее изготовителя и место нахождения изготовителя.

Единые правила Таможенного союза устанавливают ясные и понятные правила для бизнес-компаний стран – участниц союза в вопросах сертификации и декларирования своей продукции, что позволяет предприятиям получать выигрыш за счет снижения финансовых и временных издержек в оплате пошлин и таможенных оформлений, что приносит выгоду как самим компаниям, так и потребителям их продукции.

Ясные правила внутри объединения позволяют создавать условия для свободной конкуренции как крупного, так и мелкого бизнеса, в которой выигрывают наиболее эффективные предприятия за счет выхода на новые рынки и увеличения масштаба своего производства, в результате производя более дешевую и качественную продукцию.

Небольшой пример: имеется небольшое предприятие в Беларуси. Оно работает на местном рынке и на своего потребителя. За счет системы упрощенного декларирования и сертификации продукции по единому регламенту предприятие получает возможность поставлять продукцию в соседнюю страну – участницу союза, например, Россию. Компания, не неся больших таможенных расходов, получает выход на рынок, превосходящий местный многократно. За счет качества своей продукции компания находит спрос на новом рынке и удерживается на нем, многократно увеличивая свою прибыль и обеспечивая рост собственного производства, тем самым снижая затраты на единицу своей продукции. В результате компания обеспечивает поставку качественной продукции на большой рынок ко многим потребителям, побеждая в конкурентной борьбе в результате лучшего соотношения «цена-качество».

Ясные и общие правила для всех участников создают преимущества компаниям, осуществляющим более качественный бизнес и удерживающим высокое качество своего товара, что обеспечивает им доверие потребителя, в том числе и его рост за счет всем известного «сарафанного радио» (и падение потребительского спроса на товары компании, не удерживающей требуемый уровень качества продукции), постоянный рынок сбыта своей продукции и хорошие перспективы развития. Это значительно повышает возможности развития экономик тех государств, которые участвуют в Таможенном союзе, в части их конкурентоспособности на фоне мировой экономики.

Требования стандартизации в современных рыночных условиях играют очень важную роль в облегчении движения товаров между участниками рынка, создавая всем участникам условия эффективного развития, повышая качество товаров и создавая предпосылки для развития экономик стран, участвующих в реализации означенных мер. Это так же выгодно и потребителям товаров, которые получают максимальную информацию о товарах и хорошие условия для его выбора.

Для предприятий, получающих пищевые продукты для своего производства или для дальнейшей их реализации потребителю, действующий технический регламент Таможенного союза по маркировке пищевых продуктов имеет очень большое положительное значение. Все требования, предъявляемые к маркировке упакованных пищевых продуктов и продуктов, помещенных в транспортную тару, систематизированы и понятно изложены. Это значительно облегчает задачу руководителям предприятий торговли, общественного питания и производителям пищевой продукции осуществлять входной контроль получаемых продуктов. Руководителям таких предприятий надо очень внимательно подходить к выбору поставщиков пищевого сырья и продуктов, так как от этого будет зависеть качество реализуемой и выпускаемой продукции на собственном предприятии. При изучении маркировки и представленных документов сразу можно будет выявить ее недостатки и принять правильное решение по предварительному выбору поставщика. Затем можно будет сделать лабораторный контроль на соответствие состава продукта информации, заявленной на этикетке, проверить качество продукта в рамках программы производственного контроля. Особое значение это имеет при наличии сомнений о качестве продукта и обращении потребителей по этому вопросу. Такие обращения нельзя игнорировать, так как они являются первым предупреждающим «звоночком» перед появлением жалоб, которые уже будут направлены не вам, а в контролирующие органы.

При поступлении таких жалоб на качество пищевых продуктов, проводятся внеплановые проверки с отбором образцов продуктов для проведения лабораторных исследований в аккредитованных лабораториях. И если результаты таких исследований неудовлетворительные, т.е. продукт не будет соответствовать требованиям Технического регламента по безопасности или другим документам, то меры административного воздействия будут в первую очередь применяться к предприятию, реализовавшему недоброкачественный продукт потребителю. В зависимости от результатов лабораторных исследований, возможно также последует снятие остатков такого продукта с реализации. Для таких нарушений предусмотрено административное наказание по п.п.1,2,3 ст.14.43 и ст.14.45 КоАП РФ.

Но для того, чтобы провести эту необходимую профилактическую работу надо хорошо изучить требования, предъявляемые к маркировке, качеству, безопасности и составу пищевых продуктов и внимательно подходить к отбору поставщиков. При необходимости можно обратиться за консультацией к специалистам.

Смотрите также: