Жалобы в Роспотребнадзор

На рынке товаров и услуг существует два основных субъекта – потребитель и предприниматель. Процесс взаимодействия этих субъектов приводит к реализации ими собственных интересов. Рассмотрим подробнее потребителей и предпринимателей, а также их роль на рынке.

Итак. Потребитель:

Это лицо, планирующее заказать, приобрести товары и услуги для собственных или иных нужд у предпринимателя. У потребителя есть свои права на рынке и если его права нарушаются предпринимателем, то первый может немедленно подать жалобу в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Иными словами – в Роспотребнадзор.

Предприниматель:

Это лицо, имеющее свой бизнес, в целях получения прибыли за счет оказания услуг, производства или торговли.

Деятельность предпринимателя включает в себя не только производство, торговлю и оказание услуг, но и непосредственное взаимодействие с государственными контролирующими органами. В свою очередь, деятельность Роспотребнадзора включает в себя контроль, проведение проверок, выявление нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства по защите прав потребителей и применение мер административного наказания.

Если нарушены права потребителя продавцом товаров, исполнителем услуг, а также изготовителем и поставщиком, пострадавший в таком случае гражданин имеет полное право обратиться в государственные органы. А именно – в Роспотребнадзор.

Рассмотрим, по каким причинам потребитель может написать жалобу в надзорный орган на предпринимателя:

  • Потребителем в личных целях приобретены товары или услуги ненадлежащего качества;
  • Обнаружены другие нарушения, касающиеся сделки между предпринимателем и потребителем. Например, потребителю отказано в замене/возврате товара ненадлежащего качества;
  • На ухудшение условий проживания после размещения предприятий торговли, общественного питания и др. в жилых домах; – Нарушены сроки продажи и др.;
  • Реализация фальсифицированной продукции;

Каким образом потребитель может обратиться в надзорный орган и что за этим следует?

Сама жалоба может подаваться непосредственно в орган местного самоуправления, либо через официальный сайт Роспотребнадзора, либо по горячей линии. В жалобе обязательно должна быть указана вся требуемая информация о потребителе, в противном случае, жалоба считается анонимной и вполне может быть не принята. Рассматривается она в тридцатидневный срок после регистрации. В течение недели (семи дней) она может быть перенаправлена в территориальные отделы Управления Роспотребнадзора по месту расположения предприятия или в другие организации, если поставленные вами вопросы относятся к их компетенции. После получения и регистрации жалобы проводится внеплановая проверка предприятия, если нарушения, указанные в вашем обращении, подтверждаются, то принимаются меры административного воздействия в виде штрафов или материалы дела направляются в суд на приостановление деятельности. Обо всех действиях по рассмотрению жалобы и принятых мерах Роспотребнадзор сообщает заявителю в письменном виде не позднее чем через 30 суток после регистрации обращения.

Как проводится проверка инспекторами и как выявляют или не выявляют нарушения?

Если в жалобе указано, что производится реализация недоброкачественных продуктов питания, фальсифицированных продуктов, не соблюдается температурный режим, возникло отравление от употребления какого-либо продукта, то при необходимости во время проверки отбираются образцы продуктов и направляются для проведения лабораторных исследований в аккредитованную лабораторию. Если указана поломка чего-либо, то проводится независимая экспертиза, тестирование. Если дело касается каких-либо услуг, то потребителем представляются вещественные доказательства факта нарушения.

В случае выявления сотрудниками Роспотребнадзора нарушений, составляются соответствующие документы, и вместе с подтверждающими материалами выносятся постановления на штраф по различным статьям КоАП РФ в зависимости от нарушений или материалы дела передаются в суд для принятия решения о приостановлении деятельности, а возможно и принимаются меры для возбуждения уголовного дела, все зависит от тяжести нарушений.

Наибольшее количество жалоб, поступающих в Роспотребнадзор, составляют жалобы о нарушении прав потребителей. Причины большинства жалоб – недовольство торговлей, продукцией и услугами. Нередки обращения по поводу ЖКХ и туризма.

Если возникнет необходимость, потребитель также вправе получить помощь следующего характера:

  • Получить консультацию по вопросам, касающихся его проблемы;
  • Орган по надзору может помочь обратиться в суд, в случае если это потребуется для защиты интересов потребителя.

Если же потребуется проверка по факту жалобы, то следует оставить письменное обращение со всеми требуемыми данными, как было указано выше. Затем следует внеплановая проверка предпринимателя Роспотребнадзором.

Что представляет собой внеплановая проверка?

Основанием для проведения внеплановой проверки являются следующие жалобы:

  • на нарушение его прав потребителей;
  • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан;
  • причинение вреда жизни или здоровью граждан.

В настоящее время уведомление юридического лица или индивидуального предпринимателя о проведении внеплановой проверки по всем выше перечисленным жалобам не требуется. Внеплановые проверки на нарушение прав потребителей могут проводиться по распоряжению Роспотребнадзора без согласования с прокуратурой.

При выявлении нарушений, кроме административных мер воздействия, предпринимателям выдаются предписания, представления о выполнении всех выявленных нарушений с конкретно указанными сроками исполнения. При невыполнении выданных предписаний и представлений материалы дела передаются в суд по соответствующим статьям КоАП РФ.

Следует отметить, что не все жалобы, поступающие в Роспотребнадзор, особенно по санитарному законодательству, принимаются к рассмотрению, так как внеплановая проверка может быть отклонена от согласования прокуратурой по ряду причин. Поэтому при написании таких жалоб нужно знать на что обращать особое внимание. К таким жалобам, наиболее часто, относятся жалобы на ухудшение проживания в жилых домах.

Если у Вас имеются такие проблемы, то наши специалисты готовы оказать консультативную помощь.

Смотрите также: